Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Во второй группе раннего возраста № 1 «Одуванчики» созданы условия и развивающая среда для развития сенсорного и чувственного восприятия воспитанников.
Помимо различных развивающих игр и пособий, разрезных картинок, складных кубиков и т. д., организован сенсорный уголок, который наполнен различными материалами: клубками ниток, различной фактуры тканями, прищепками, природным материалом и многим другим. Здесь организуется не только совместная деятельность педагога с детьми, а также различные игры по желанию детей. Таким образом, сенсорное развитие осуществляется в неразрывной связи с другими видами деятельности.
В работе с детьми используются следующие виды дидактических игр:
1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. п.
2. Игры с прятаньем и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
4. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.
В играх и упражнениях малышам предоставляется возможность воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии; уточнять названия предметов и их характерные свойства; ориентироваться по словесному описанию; делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.
В процессе работы над сенсорным развитием можно отметить следующие:
· Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
· В соответствии с образцом группируют предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
· Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры;
· Повысился уровень сенсорного развития детей.
Таким образом, сенсорное развитие малышей является фундаментом общего умственного развития ребенка.
Белоус И.А., воспитатель