«Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры»

30.04.2020 06:23 site
Печать

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займется строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребенком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребенка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно уделять игре? Каждый ребенок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребенку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать ее дальше.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

1. Игра не должна строиться на принуждении.

2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребенка в жесткие рамки.

3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие. Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Дошкольник должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию.

Приведем пример некоторых сюжетно-ролевых игр, в которые ребенок может поиграть дома со взрослыми или с игрушками (куклами, плюшевыми игрушками и др.)

Сюжетно – ролевая игра «Дом, семья»

Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка

Игровые ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы).

Сюжет: «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

                                                       Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка.

Игровые ситуации: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (родитель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы, завуч составляет расписание уроков). Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок.

                                                       Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.

Игровые ситуации: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, и т. д.

                                                       Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Игровые ситуации: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы раскладывают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Сюжеты: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».

Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

Фантазируйте, играя с ребёнком, и у Вас всё получится!

Белоус И.А., воспитатель