#ОбучаемсяДома
Чтение – это быстрое последовательное преобразование букв, в слитно произносимые звуки. При обучении чтению в домашних условиях необходимо знать, как формируется у детей этот чрезвычайно сложный навык, и с какими типичными трудностями они сталкиваются.
Прежде, чем читать, ребёнку нужно хорошо запомнить графический образ буквы. В русском алфавите много сложных по начертанию букв (например: Я, Ы, Ю, Ж, Щ, М) , и ребёнку трудно запомнить, как они выглядят. Часто встречаются просто похожие буквы (В-Б, И-Й, Ш –Щ, Ж-Х). В результате дошкольнику бывает сложно различить начертания на глаз. Ему требуется много времени на то, чтобы опознать их, а чтобы читать, он должен узнавать буквы мгновенно. Сложно объяснить ребёнку логически, почему буква, обозначающая данный звук, выглядит именно так, а не иначе.
Рекомендации родителям:
• Не просите ребёнка читать длинные и сложные слова, пока не убедитесь в том, что он удерживает слоги в памяти и понимает смысл прочитанного.
• Как только ребёнок научится без затруднений складывать слоги в слова, переходите к слитному чтению.
• Не заставляйте ребёнка читать, если он не хочет. Чтение должно приносить только положительные эмоции.
• Длительность одного занятия не должна превышать 10-15 минут. Если вы видите, что ребёнок устал или потерял интерес к чтению, закончите занятие раньше.
• И самое важное ребёнок должен удобно сидеть – следите за тем, чтобы ребенок держал спину ровно, его ноги имели хороший упор на пол.
• Следите за тем, чтоб свет падал с левой стороны, освещение должно быть достаточным для обучения чтению. Эти меры помогут снизить нагрузку на глаза ребенка.
• Чаще поощряйте ребёнка, просите помочь прочитать вам ту или иную фразу в газете, книге, объявлении.
• Старайтесь разнообразить занятия. Используйте в качестве ещё одного «ученика» любимую игрушку вашего ребёнка, которую можно активно вовлекать в урок. Устраивайте соревнования - кто быстрее прочитает то или иной слог, вы, ваш ребёнок или кукла.
Возможны и другие, не менее эффективные педагогические приёмы. Всё зависит от вашей фантазии.
Правила при обучении чтению:
1. Называйте буквы как звуки: не ЭМ, а М, не БЭ, а Б, не ЭН, а Н.
2. Начиная складывать звуки в слоги, избегайте побуквенного чтения. Приучайте сразу читать буквы слитно. Для этого тянем согласную и, не делая паузы, присоединяем к ней гласную. Например: буквы М и А в слоге МА читаем, как М-М-МА.
3. Ребёнку легче читать слоги в следующей последовательности:
- обратные слоги (АМ, ОС)
- прямые открытые (ПА, СУ)
- прямые закрытые слоги (САМ, ДОМ)
- слоги с двумя согласными подряд (ДВА, КТО)
- слоги с мягкими согласными (МИ, ПЕ, КИТ)
Помочь запомнить образ буквы могут следующие игровые приёмы:
— Буквы-паззлы (буква составляется из отдельных паззлов, на каждом из которых изображён предмет. В названии каждого предмета первая буква, та что выкладывает ребёнок);
— Буквы из бросовых материалов: выкладывание буквы на войлоке из липучки, из проволоки, из кусочков цепочки разной длины.
Дома могут быть использованы любые материалы. И чем они разнообразнее, тем интереснее будет ребёнку.
Белоус И.А., воспитатель